Бэкстейдж выставки “Необъятный Рязанов”

2019-01-16 21.23.48.jpg
Было.jpg
Было2.jpg
Было3.jpg
Рисунок11.jpg
Когда мы подключились к проекту, концепция выставки, посвященной 90-летнему юбилею Рязанова, уже была продумана, с нашей стороны требовалась лишь техническая экспертиза, включающая проектирование и застройку. Однако, по мере погружения в проект наше участие в нем приобрело более масштабный характер, и в итоге в силу трагических обстоятельств — смерти Олега Бердюгина, пасынка Рязанова и идейного вдохновителя выставки, нам пришлось взять на себя весь объем задач — от переосмысления концептуальных и визуальных решений до их реализации. У нас оставалось около 70 дней до открытия выставки общей площадью более 1 200 кв. м в самом центре Москвы, в Новом Манеже, и нужно было начинать работу практически с самого начала.
2011.jpg
2019-01-16 21.23.37 (1).jpg
2019-01-16 21.34.25.jpg
2019-01-16 21.38.06 (1).jpg
20111.jpg
30101.jpg
201111.jpg
image.JPG
IMG_5503.JPG
3010.jpg
Наша работа началась с оптимизации существующей концепции и проработки инсталляций, включая их тематическое наполнение и сценарии интерактивного взаимодействия. Также мы увеличили количество экспонатов — добавили инсталляции, разработанные нашей креативной группой таким образом, чтобы задействовать максимальное количество имеющихся архивных материалов, фотографий и экспонатов.
РД1.jpg
РД2.jpg
РД3.jpg
РД4.jpg
РД5.jpg
РД6.jpg
РД7.jpg
РД8.jpg
РД9.jpg
Пространство выставки, состоящее из нескольких больших залов, неудобно расположенных по разные стороны от входа мы разбили на условные блоки: жизнь и творчество, в свою очередь состоящий из раздела, посвящённого фильмам режиссера и прочим граням его удивительного таланта — таким, как поэзия и телепередачи. На основе этих вводных мы приступили к проектированию и созданию рабочей документации, которая содержала тематико-экспозиционный план с расположением объектов и их кратким описанием, первыми эскизами инсталляций и размещением оборудования.
Афиша.jpg
Оформление.jpg
На этапе пре-продакшена мы прописали сценарии всех инсталляций и механику их работы, создали скетчи и раскадровки для последующего производства контента. Их мы согласовали с вдовой Эльдара Александровича, Эммой Валерьяновной Абайдуллиной-Рязановой, которая вместе с Фондом Эльдара Рязанова активно помогала нам на всех этапах работы над выставкой. После всех согласований и правок мы перешли на этап продакшена. На этом этапе мы работали над производством мультимедийного и графического контента, а также над элементами фирменного стиля и навигацией внутри залов. Параллельно мы начали осуществлять закупку технического и мультимедийного оборудования.
2017-12-18 17.41.08.jpg
2017-12-18 17.41.51.jpg
image 6.jpg
IMG_6224.jpg
Рисунок7.jpg
Одновременно с этим вёлся активный поиск объектов для наполнения обстановочных сцен, воспроизводящих узнаваемые интерьеры из художественных фильмов Рязанова. Ими мы дополнили выставку, создав несколько зон, куда посетители могли заходить, трогать предметы и делать селфи.
2017-12-18 13.54.06 HDR.jpg
IMG_6132.JPG
IMG_6203.jpg
IMG_6205.jpg
IMG_6217.jpg
IMG_6239.JPG
IMG_6245.JPG
Picture10.png
Picture13.png
Picture16.png
Picture18.png
В большом зале были представлены экспонаты, связанные с художественными фильмами Рязанова и его деятельностью как режиссера — реквизит и обстановочные сцены из фильмов, коллекция наградных кубков, рукописные сценарии, реальные предметы со съемок — от знаменитых 2-метровых деревянных часов из «Карнавальной ночи», которые мы нашли на складах Мосфильма и реставрировали для выставки, до настоящей «Волги» Юрия Деточкина, принимавшей участие в съёмках фильма «Берегись автомобиля!». Было найдено или воссоздано большое количество реплик. Также помимо этого для витринного показа и съёмок «Виртуальной экскурсии» было использовано большое количество настоящих предметов со съёмочных площадок Рязанова: от пальто и шарфа Ипполита из «Иронии судьбы» до костюмов героев из кинофильма «Служебный роман». Для демонстрации оригинальных костюмов из его кинофильмов была сделана панель на основе лайтбоксов, в которой были размещены предметы одежды, дополненные изображениями героев, которые носили их в кадре.
2017-12-18 00.03.58.jpg
2017-12-18 17.40.59.jpg
IMG_5541.jpg
Рядом находился селфи-спот: хромакейная инсталляция с цифровой декорацией, позволяющая посетителям войти внутрь сцены из «Карнавальной ночи» и сделать на память селфи с Людмилой Гурченко.
2017-12-18 13.53.51 HDR.jpg
2017-12-18 17.42.00.jpg
IMG_2071.jpg
IMG_6202.jpg
IMG_6216.jpg
IMG_6225.JPG
Picture15.png
Picture19.png
Рисунок9.jpg
В центре зала мы расположили конструкцию, имитирующую большую киноленту, каждый кадр которой состоял из экранов — лайтбоксов с накаткой фрагментов из фильмов или сенсорных мониторов, на которых можно было ознакомиться с аннотациями к кинолентам, рецензиями и афишами, редкими архивными материалами — такими, как фото со съёмочной площадки.
2017-12-18 17.46.22.jpg
2017-12-18 17.47.25-1.jpg
IMG_2058.jpg
IMG_6243.JPG
В этом же зале был оборудован мини-кинотеатр. С помощью двух проекционных экранов, расположенных друг напротив друга, динамиков и большого количества пуфов мы организовали уютное место для просмотра всех фильмов Рязанова, которые показывались по расписанию. Пространство кинотеатра отделили при помощи плотных штор, заодно создающих требуемое для кинопоказа затемнение. В среднем зале были собраны артефакты и инсталляции, имеющие отношение к творчеству Рязанова в остальных сферах, где проявился его талант. Например, инсталляция с телефонами, звонившими время от времени, давала возможность поднявшему трубку послушать стихи в авторской начитке. С другой стороны стены, разделяющей пространство пополам, находилось 5 старых советских ламповых телевизоров, которые мы модифицировали таким образом, что зрители, переключая каналы, могли увидеть одну из телепередач «Кинопанорамы», бессменным автором и ведущим которой Рязанов был на протяжении многих лет. Забавно, что в силу своего возраста телевизоры не могли работать целый день от открытия до закрытия выставки на протяжении месяца, и отказывали. С учётом этого нами было подготовлено ещё 2 телевизора на замену — тем не менее, к концу выставки всё равно работало только 4.
2017-12-18 17.36.37-1.jpg
2017-12-18 17.38.00-1.jpg
IMG_6207.JPG
IMG_6294.JPG
IMG_6295.JPG
Необъятный Рязанов_ 43.jpg
По левой стороне зала расположилась реплика фасада Киноцентра «Эльдар» со сценой в углублении, на которой на экране мы показывали публичные выступления Эльдара Александровича. По правой на больших катушках, выполненных в виде фотоплёнки поверх лайтбоксов были собраны цитаты режиссёра о жизни и искусстве и его правила жизни. Посетители могли прокручивать катушки для ознакомления с ними.
2017-12-18 16.34.44.jpg
2017-12-18 16.35.03-1.jpg
2017-12-18 17.29.28.jpg
IMG_5697.JPG
В последнем зале можно было более подробно познакомиться с биографией Рязанова. Мы хотели сделать это пространство максимально личностным, поэтому дополнили его объектами, стилизованными под обстановку квартиры, а также вещами режиссера — книгами, рисунками, пластинками, предметами из его многочисленных коллекций. В качестве витрин мы использовали большое количество мебельных гарнитуров советского времени, т.н. «мебельных стенок», хорошо знакомых каждому советскому человеку и перекликавшимися с фильмами режиссёра. Эти стенки вместе с другими репликами знаковых предметов советского быта, телефонами, печатными машинками и пр. мы искали на барахолках, покупали по объявлениям в газетах и с рук. После этого мы замоделили их в 3д и собрали из них витринную конструкцию, размещённую в центре зала, которую мы выкрасили в нейтральный белый цвет. На полках внутри шкафов и вокруг мы разместили предметный ряд и экспонаты. Часть редких экспонатов — таких, как кинокамеры и кинопроекторы 1950-х годов мы не смогли найти, но здесь на выручку нам пришли коллеги из Открытых фондов московского Политехнического музея, предоставив их нам на время выставки, за что отдельную благодарность хотелось бы принести Наталье Сергиевской, откликнувшуюся на нашу просьбу о помощи в фейсбуке. На стенах мы также разместили предметы из коллекций Рязанова: настенные часы и расписные деревянные доски. Часть предметов, обладающих особой ценностью — такие, как картины, мы проецировали на стены. На гардеробных крючках мы также повесили личные вещи Рязанова — его куртку и сумку.
2017-12-18 16.35.19-1.jpg
2017-12-18 17.50.54.jpg
Typewriter.jpg
Атмосферу творчества поддерживала мультимедийная инсталляция «Печатная машинка». В ней мы хотели показать, как сценарии Рязанова превращались в фильмы: под стук клавиш на стену проецировался выползающий из машинки лист сценария «Берегись автомобиля», буквы которого превращались в сцену из фильма.
2017-11-14 13.39.43.jpg
2019-01-16 21.33.33 (1).jpg
2019-01-16 21.34.12.jpg
2019-01-16 21.36.48 (1).jpg
image 8.JPG
IMG_5718.jpg
IMG_5719.jpg
IMG_5966.jpg
photo_2018-02-12_14-15-36.jpg
photo_2018-02-12_14-17-01.jpg
photo_2018-02-12_14-17-13.jpg
photo_2018-02-12_17-03-25.jpg
photo_2018-02-12_17-03-35.jpg
Виртуальная экскурсия, занимающая весь периметр малого зала, стала самой масштабной мультимедийной инсталляцией проекта. При помощи 14 проекторов и медиасервера ScreenBerry на стены проецировался аудиовизуальный контент, в хронологическом порядке рассказывающий о жизни Рязанова. Для создания этой инсталляции мы изучили биографию Эльдара Александровича и отобрали основные события, на основе которых написали сценарий будущей экскурсии. В него вошли биографические детали, информация о родных и друзьях, творческие проекты — причём, не только из сферы кино. На основе сценария мы сделали раскадровку и определились со стилистическим направлением. Далее мы обратились к любимым актерам и друзьям Рязанова — Олегу Басилашвили, Лие Ахеджаковой, Светлане Немоляевой, Александру Ширвиндту, Николаю Фоменко с предложением стать виртуальными гидами по его жизни и сняться для этой инсталляции на хромакей. В силу сжатых сроков все съёмки пришлось осуществить в течение 2 недель — не самая простая задача, в особенности с учётом их занятости и возраста. Поэтому часть актёров мы сняли в арендованном павильоне, для некоторых съемок мы организовывали мобильный сет-ап, отсняв часть материала в театре и гостинице.
Для съемок мы также арендовали на Мосфильме часть реквизита из фильмов Рязанова и использовали оригинальные «хлопушки», хранящиеся в семье режиссёра. Написанные нами сценарии эпизодов часто по ходу действия корректировались великими актёрами, или дополнялись их воспоминаниями об Эльдаре Александровиче, что, в результате, сделало нашу историю более личной и увлекательной. Для того, чтобы сделать рассказ актеров более образным и выразительным, для заднего фона были созданы анимации, которые базировались на иллюстрациях, анимированных изображениях и фотографиях из личного архива режиссёра, кадрами из его фильмов. Отснятый материал мы соединили с анимационным контентом и музыкой, специально написанной для этого композитором Митей Вихорновым.
2017-12-18 17.50.42.jpg
2017-12-19 13.06.24.jpg
2019-01-16 21.37.07.jpg
IMG_5966.jpg
Virtual tour.jpg
Концепт.jpg
Фоменко.jpg
В итоге из многочасового съёмочного материала получился 34-минутный рассказ, разделённый на главы, отображающиеся на всех стенах по периметру помещения одна за другой. Каждая из них имела свою тематику, а все они последовательно знакомили посетителей с жизнью и творчеством Рязанова — от рождения до самой кончины. Часто в процессе рассказа наши виртуальные гиды поясняли его, указывая на предметный ряд, расположенный в соответствии со сценарием в пространстве экспозиции.
1.gif
2017-11-24 22.04.23.jpg
2017-12-18 15.23.54-1.jpg
PersonazRyazanov.jpg
Planeta_v3.jpg
R_15.png
ryazanov_planet_model_171207.jpg
Кресло режиссера.jpg
Необъятный Рязанов_ 53.jpg
Последняя глава была задумана как метафорическое прощание с режиссером, который, согласно нашей задумке, не просто покинул землю, а переселился на малую планету (астероид 4258), открытый 1 сентября 1987 года и названный в его честь. На ней он живёт, как Маленький Принц, и издалека следит за нами. Реализовать эту идею мы решили при помощи технологии видеомэппинга. Для этого мы изготовили полусферу, напоминающую поверхность астероида, зафиксировали её на стене и проецировали на неё контент — текстуру планеты и фигуру Рязанова на ней. С помощью 3д графики мы воспроизвели черты лица режиссера, проработали его разные эмоции, воссоздали его походку и алгоритм его движений.
image 7.JPG
IMG_6305.JPG
IMG_6311.JPG
IMG_6479.jpg
Необъятный Рязанов_ 03.jpg
Необъятный Рязанов_ 07.jpg
Необъятный Рязанов_ 23.jpg
Необъятный Рязанов_ 31.jpg
Добиться максимального сходства с ним стало одной из самых сложных в процессе разработки контента: было создано гигантское количество вариантов и версий, пока мы не достигли схожести и вдова и друзья Эльдара Александровича эту анимацию не одобрили. В итоге в качестве прощальной инсталляции у нас получился трогательный мини-фильм, в котором режиссёр ходит по своей планете, размышляет, создает на ней новые шедевры, а в конце машет рукой зрителям и прощается с ними. В кратчайшие сроки нам удалось справиться с очень сложной в творческом плане задачей и реализовать то, к чему мы стремились — в плане содержательного наполнения эта первая масштабная биографическая выставка, посвящённая великому режиссеру репрезентовала все грани таланта Рязанова.

Выставка получилась личностной и атмосферной и пользовалась популярностью у зрителей, став самой посещаемой выставкой в истории Нового Манежа. Из-за большого количества положительных отзывов она была продлена почти на месяц, а московский метрополитен даже выпустил тематические проездные карты. Особо важными и значимыми для нас были положительные отзывы членов семьи и близких друзей Эльдара Александровича. Так, например, почётный гость открытия, президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Александровна Антонова в приветственной речи отметила, что это, на её взгляд, лучший выставочный проект 2017 года.

Бэкстейдж Общее описание