Музей военной формы

Задача

Разработать концепцию и дизайн-проект музея, расположенного в здании городской усадьбы XIX века и занимающего площадь 1200 кв.м, создать аудиовизуальный и интерактивный контент, спроектировать и изготовить мультимедийный комплекс, произвести пуско-наладку оборудования.

Работа над обновленной экспозицией Музея военной формы, существующего под эгидой Российского военно-исторического общества, началась для нас в 2017 году. Первым этапом стала разработка нового фирменного стиля и айдентики музея, в ходе которой мы рассматривали множество вариантов, но в итоге остановились на лаконичном, но вместе с тем отсылающем к историческим прототипам дизайне.

Затем, основываясь на разработанной специалистами музея научной концепции, мы приступили к созданию дизайн-проекта. Музей должен был открыться в здании усадьбы Васильчиковых, памятника архитектуры XVIII–XIX веков. Суммарная площадь помещений составила около 1200 кв. м, но сложность заключалась в том, что образующие анфилады комнаты для размещения экспозиции невелики по размеру, и в них свое место должны были занять витрины и манекены. В связи с этим мы максимально задействовали стены, размещая на них таймлайны, дополненные экранами с тематическим контентом.

Следующим этапом стало написание сценариев для инсталляций. Мы изучили большое количество исторических источников и литературы, работали с библиотеками, музейными фондами и архивами, находились в тесном контакте с научными экспертами. Создание контента также потребовало консультаций специалистов, поскольку для нас и музея было очень важно не только соблюсти историческую точность, но и отразить дух соответствующей эпохи, для чего мы использовали сценографические и световые решения.

В общей сложности в 16 залах разместились 86 мультимедийных инсталляций. Практически в каждом зале присутствует информационно-справочный киоск, который позволяет увидеть изображения мундиров определенной эпохи, портреты ее героев, узнать о знаковых сражениях и прочесть основные документы, связанные с изменениями военной формы. Киоск также выполняет навигационную функцию и позволяет построить необходимый маршрут внутри музея.

Одной из самых масштабных инсталляций стал «Бородинский бой». Эта панорамная проекция на полукруглую стену длиной 7 метров со сшивкой изображения с трех проекторов погружает посетителя в контекст знаменитого сражения. При помощи пюпитра управления посетитель может выбрать один из 15 русских полков, расположенных на карте в соответствии с историческими планами, и увидеть детально прорисованную форму, схему действий полка во время битвы, дополненную пояснениями, цитату о героях полка и фотографию памятника этому полку, установленного на Бородинском поле.

Другой крупной инсталляцией стал «Театр военных действий Русско-турецкой войны 1877–1878 годов». На стене с нанесенной на неё картой Европейского и Закавказского военных театров закреплен 46’ сенсорный экран. Перемещая его по направляющим вдоль изображения, посетители могут запускать контент, посвященный одной из 4 крупных битв конфликта. Мы создали 3D модели фигурок солдат, офицеров и артиллерии русской и турецкой армии по сохранившимся образцам и изображениям. Русских солдат и их форму можно рассмотреть, прикоснувшись к экрану. Все сцены и фоны для них были отрисованы в 3D и анимированы с помощью компьютерной графики, а все перемещения фигурок на местности происходят в соответствии с описаниями битв.

Для голографической инсталляции «Управляющий» мы организовали съемки в хромакейном павильоне с актером, сыгравшим роль приказчика в универмаге Гвардейского экономического общества начала 1910-х годов. Все имена, титулы и чины, которые он называет, реальны, эти офицеры действительно существовали и состояли в упоминаемых приказчиком полках. Все экспонаты, о которых рассказывает герой, находятся в витринах зала. Дополнила антураж сделанная на заказ мебель, воспроизводящая внешний вид торгового зала «Гвардейской экономки», как современники называли военный универмаг.

В последнем зале, посвященном армии современной России, посетители могут во всех подробностях рассмотреть «Солдата будущего». На основе нашего концепта был произведен манекен, а также созданы экипировка, муляжи вооружения и защитных элементов. Вокруг манекена установлены три сенсорных планшета со специально разработанным приложением дополненной реальности. С его помощью можно увидеть инфографику с основными характеристиками и взрыв-схемы каждого элемента формы бойца, рассмотреть каждый из них со всех сторон.

Другие инсталляции не менее интересны: проекционные «Силуэты» с 14 фигурами с подсветкой в нишах и пюпитром управления, масштабное аудиовизуальное повествование с проекцией на 3 стены «Битва при Молодях» о сражении под Москвой в 1572 году, интерактивная проекция о битвах Семилетней войны, биноскоп с виртуальной реальностью и анимацией картины А.Е. Коцебу «Бой на Чертовом мосту», сенсорный стол диагональю 65’, совмещающий две игры — по сборке и раскройке мундиров, проекция анимированной картины И.Е. Репина «Приём волостных старшин Александром III», аудиоинсталляции «Письма с фронта» и «Телефоны командира», проекция «Танк Т-34» с моделями самого танка, а также его экипажа, хроникальные инсталляции, и финальный пункт маршрута — короткометражный фильм «Герои России», для которого мы организовали кастинг, съемки, и дополнили их компьютерной графикой.

Детская линия представлена рядом инсталляций. В каждом зале музея его герой, солдат или офицер соответствующей эпохи, рассказывает ребенку о своей форме, о взаимосвязи изменений в обмундировании армии с историей страны, о символах и знаковых событиях своего времени. Этот рассказ в виде анимационного ролика дополнен элементами викторины.

Открытие музея состоялось 12 декабря 2019 года, среди первых гостей были мэр Москвы Сергей Собянин, министр культуры РФ Владимир Мединский, министр образования Ольга Васильева, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Они отметили, что новая экспозиция очень современна и насыщенна, ориентирована как на взрослых посетителей, так и на детей, и удачно сочетает в себе оригинальные аутентичные экспонаты и мультимедийную составляющую, которые в результате позволяют погрузиться в контекст эпохи.