1.jpg
3.jpg
5.jpg
Идея провести выставку, посвященную Арктике, принадлежит «Русскому Географическому Обществу» (РГО). У них имелась концепция выставочного проекта «Арктика бывает не только белой», которая была разработана некоторое время назад, но требовала переработки. Строящемуся в то время парку «Зарядье» концепция понравилась, и было решено организовать выставку в пространстве медиацентра парка. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, отвечавший за создание выставки, пригласил нас присоединиться к проекту. В итоге при участии специалистов выставочного отдела РОСИЗО и «Зарядья» исходная концепция была нами полностью переосмыслена.
1.png
2.png
4.jpg
5.png
Новая концепция, базирующаяся на зонировании пространства, была переработана исходя из противоположной идеи: мы представили, что посетитель словно бы перемещается среди айсбергов и ледяных торосов. Вместо ощущения простора мы сознательно ограничили обзорное поле, чтобы сохранить драматургию и интерес на протяжении всего маршрута, проходящего между 3 ключевыми инсталляциями, вид на которые открывался один за другим: «Палатка папанинцев», «Северное сияние» и «Северный морской путь». А стратегически размещенная на поворотной точке маршрута яранга позволила естественным отделить находящуюся за ней детскую познавательно-игровую зону от основной экспозиции.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
8.jpg
Мы взяли на себя работы по адаптации существующей идеи, проектированию, написанию сценариев, созданию бутафории и декораций, изготовлению и программированию контента, — то есть подготовку выставки под ключ и обеспечение ее работы на протяжении 5 месяцев. Выставка под новым названием «Русская Арктика» стала по-настоящему мультимедийной и интерактивной.
0.jpg
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
Мы долго не могли прийти к единому решению, каким должен быть логотип выставки — в процессе его проработки нами было создано более 50 версий: от суперминималистичных до сложных технологических решений с использованием объемного логотипа, изготовленного изо льда и помещенного в витрину с поддерживаемой температурой. В итоге мы пришли к тому варианту, который максимально отражал суть и устраивал нас и заказчика эстетически. Фирменный стиль и настенная графика, включая этикетаж и навигацию по выставке, также были разработаны нашими дизайнерами. Тщательно была проработана цветовая гамма — в ее основу легли оттенки цвета воды Северного Ледовитого океана.
2.jpg
3.jpg
Пришлось отказаться от ряда инсталляций — например, разборной модели иглу из легких пенопластовых блоков в детской зоне. Вот как выглядела проработка этой идеи: мы начали с исследования темы и изучения фотографий иглу и видео на YouTube, нашли инструкции по его сборке. Поискали готовые детские конструкторы иглу в интернете, но не обнаружили их и решили сделать кастомные. Озадачили этим привлеченных архитекторов, в течение пары недель пообсуждали с ними варианты, но в итоге поняли, что спроектируем их сами. Для этого изучили, какие материалы легковесны и не нанесут травму при падении, но при этом прочны, могут держать форму и не крошиться 5 месяцев. Посчитали вес кубического метра. Исходя из безопасных показателей веса и формы, нашли оптимальную высоту блока, чтобы каждый из них мог служить сиденьем для ребенка. Отмоделили несколько разных по высоте, но одинаковых по площади основания иглу. Переработали эти модели, чтобы минимизировать количество блоков и сделать их типовыми для простоты сборки и изготовления, проработали варианты их крепления между собой для надежности. Наконец, нашли оптимальный вариант, выбрали изготовителя и рассчитали у него стоимость. Но из-за изменений в планировке для иглу не нашлось места, и мы не смогли его использовать.
1.png
2.png
3.jpg
4.png
Для того, чтобы поддержать идею ледяных торосов, элементы витрин и мебели были стилизованы наподобие граней льдин. В одном из вариантов дизайна экспозиции эту идею предполагалось также акцентировать накаткой на пол расходящихся от проекционного ледокола трещин, выполняющих функцию навигации и разводящих потоки посетителей среди «торосов» по различным инсталляциям. Такое решение было бы не только утилитарным, но и подчеркивало бы хрупкость экосистемы Арктики.
2.jpg
5.jpg
6.png
3.jpg
7.jpg
В процессе разработки выставки была проделана колоссальная работа по поиску и адаптации материала для посетителей всех возрастов. Для того, чтобы раскрыть такую обширную тематику, нам пришлось глубоко погрузиться в контекст. Только научная концепция выставки, согласованная с учеными, методистами и действующими полярными исследователями, заняла 44 страницы. Всего нами было написано несколько десятков детальных интерактивных и контентных сценариев с раскадровками, а коллеги из РОСИЗО провели громадную работу по отбору архивных фото- и видеоматериалов, экспонатов, а также оригиналов картин и рисунков полярных исследователей. Помощь в работе была также предоставлена Российским государственным музеем Арктики и Антарктики. Помимо теоретической и кураторской работы, РГО предоставило нам возможность посетить базу высокоширотных экспедиций в Подмосковье и отобрать в качестве экспонатов настоящее оборудование, которое использовалось арктическими исследователями в экспедициях.
1.jpg
2.jpg
Например, мы использовали современную экспедиционную палатку, а также аутентичное оборудование и снаряжение полярных исследователей 21 века. Внутри палатки мы организовали постановочную сцену, в которой были представлены манекены полярников, одетых в современные высокотехнологичные комбинезоны.
0.jpg
1.jpg
2.jpg
4.jpg
5.jpg
Оригиналы некоторых объектов использовать не удалось — в этом случае мы изготавливали их реплики. Например, в инсталляции «Палатка папанинцев» по фотографиям и имеющимся описаниям мы реконструировали оригинальную палатку и вещи советских исследователей, отправившихся в научную экспедицию на первой в мире дрейфующей станции в 1937 году. Для создания достоверной атмосферы мы пытались найти максимальное количество объектов той эпохи. Для этого рабочая группа выезжала на барахолки, были опубликованы объявления о покупке редких исторических предметов, изучены сайты купли-продажи по всей стране. В частности, для инсталляции «Место радиста», находящейся внутри палатки и дающей посетителям возможность при помощи телеграфного ключа настучать сообщение азбукой Морзе, нами был найден во Владимире настоящий телеграфный ключ 1930-х годов в оригинальной упаковке. Так же были закуплены старые армейские радиостанции той эпохи, которые наши инженеры переработали таким образом, чтобы при повороте ручек и нажатии кнопок на корпусе посетители могли настроиться на архивные записи переговоров кораблей арктических конвоев. Над палаткой была повешена точная модель первого советского гидроплана ледовой разведки, который принимал участие в экспедиции папанинцев.
4.jpg
5.jpg
6.jpg
8.jpg
1.jpg
3.jpg
Застройка выставки и витрины были стилизованы под ледяные торосы и айсберги, внутри которых находился уникальный предметный ряд — в частности, научно-исследовательские приборы первой половины XX века. На ряд поверхностей осуществлялась видеопроекция редких архивных кино- и фотоматериалов из полярных экспедиций 1920-30-х годов. В единой стилистике была решена не только застройка, но и элементы мебели — скамьи и столы. Для этого был детально проработан их уникальный дизайн. Также был разработан дизайн пюпитров для управления интерактивными инсталляциями.
1.jpg
2.jpg
4.jpg
5.jpg
В зоне, рассказывающей о быте и жизни коренных народов русского Севера, нами была установлена точная копия яранги — традиционного жилища народов северо-восточной Сибири, а также копии ездовых собачьих нарт и челнока. Эти предметы были выполнены народными умельцами Заполярья, точно соблюдавшими историческую достоверность. В частности, для той же яранги были использованы настоящие оленьи шкуры, некоторым из которых было более 100 лет. Внутри яранги разместился небольшой кинотеатр с документальными фильмами о жизни северных народов и современных исследованиях российских ученых в Заполярье, акцентирующими внимание на экологии и сохранении природной среды. Рядом с этой зоной посетители могли ознакомиться с живописью и рисунками художников-исследователей Арктики.
0.jpg
1.png
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
В проекционной инсталляции «Арктика. История освоения» представлена основная информация о том, как исследовалась русская заполярная территория. В хронологическом порядке на стену проецируются ключевые даты, дополненные текстовой и уникальной иллюстративной информацией из архивов Государственного исторического музея и архива ВМФ. Инсталляция интерактивна — посетители могут выбрать интересующий их этап от древности до наших дней. При помощи световой засветки на барельеф с картой территории отмечаются соответствующие маршруты и зоны, изученные и нанесенные на карту исследователями.
1.png
3.jpg
Конечно, мы не забыли и о самых маленьких посетителях, для которых в специальной зоне был организован целый ряд активностей, среди которых были «оживающие» раскраски, для которого нами было написано специальное приложение с дополненной реальностью, а также предусмотрены обучающие паззлы и игровые механики с использованием тематических конструкторов Lego.
1.png
3.jpg
4.png
2.jpg
В зоне «Северное сияние» при помощи более чем 1300 светодиодных приборов и проекции видеоконтента на голографическую пленку был создан эффект северного сияния на фоне ночного неба с мерцающими и падающими звездами. «Северное сияние» должно было стать визуальной и смысловой доминантой, и мы начали работу над воплощением идеи в жизнь. В процессе производства этой инсталляции нашими инженерами был решен целый ряд сложных технических задач, позволивший добиться максимально натуралистичного эффекта, наблюдаемого с близкого расстояния. Чтобы достоверно передать его палитру и динамику изменений, наши специалисты по моушн-графике несколько раз переделывали контент для этой инсталляции, пока не получили согласования нашего консультант по Северному сиянию — опытного полярника из РГО. Музыкальную композицию для инсталляции написал известный музыкант Алексей Девянин (Pixelord). Мы сопроводили инсталляцию анимированным роликом о мифах и научных данных о природе сияния. Рядом был установлен «верстовой столб» с указателями расстояний от Северного полюса до различных городов мира, служащий селфи-спотом. Он, как и часть других предметов экспозиции, был предоставлен РГО. Это — оригинальный объект, побывавший в настоящей экспедиции, когда-то он был установлен на самом полюсе.
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
6.jpg
7.jpg
Для инсталляции «Животные Арктики» мы смоделировали, а наши подрядчики изготовили при помощи лазерной 3д-резки и аэрографии скульптуры моржа, полярного волка и белого медведя. На стену за животными проецируются их анимированные тени — благодаря им можно увидеть сценки из их жизни, с высокой степенью точности передающие их движения и повадки. Рядом располагалась инсталляция «Звуки животных», в которой посетители могли ознакомиться с информацией об обитателях полярных широт и услышать их голоса.
10.jpg
7.jpg
8.jpg
1.jpg
3.jpg
6.jpg
11.jpg
Одной из ключевых стала инсталляция «Северный морской путь», в которой с помощью технологии видеомэппинга и анимационного контента на барельеф новейшего российского атомного ледокола серии «Лидер» проецировался образ плывущего во льдах корабля и отображались его конструктивные особенности. Он сопровождался рассказом о Северном морском пути и его значимости для развития экономики северных регионов. Напротив этой инсталляции были размещены художественные фотографии современных фотохудожников из собрания РОСИЗО.
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
В конце выставочного маршрута посетители могли ознакомиться с экспозиционным блоком «Полярная почта», в котором были выставлены уникальные открытки, конверты и почтовые отправления из полярных экспедиций. Как известно, все полярные экспедиции и дрейфующие исследовательские станции оборудуются временными почтовыми отделениями с уникальными почтовыми штемпелями. Мы поддержали эту традицию — для выставки было напечатано большое количество тематических открыток с логотипом выставки. Каждый посетитель выставки мог написать почтовое сообщение, проштамповать специальным выставочным штемпелем и опустить его в почтовый ящик расположенный там же. Несколько тысяч открыток с выставки было доставлено адресатам.

Выставка пользовалась большой популярностью среди посетителей — настолько, что их поток пришлось ограничивать, переведя ее на сеансовый показ.
Ознакомиться с краткой информацией и посмотреть отчетный ролик о выставке можно здесь.

Бэкстейдж Общее описание